Техника заваривания чая в Гайвани. Для чайных мастеров и любителей острых ощущений.

3

Опубликовано: 13-02-2015 | Автор: Вадик Шелкопряд

Рубрики: Школа чайного мастерства | Метки: , , ,

Если чайник – это отец чайной церемонии, то Гайвань – это её мать. Нет ничего удобней, чем Гайвань в умелых руках. Быстрая смена чайного листа, скоростной пролив и нейтральное отношение фарфора к разным сортам чая – всё это делает Гайвань универсальным предметом. Правда, для новичков она кажется очень неудобной.

В дальнейшем, я обязательно создам практический материал по теме: «В чем разница между чайником и Гайванью?», а также подготовлю основные правила заваривания через Гайвань для новичков.

Но сегодня, речь пойдет немного о другом…

В ходе обучения в Клубе Чайной Культуры я получил прекрасную академическую базу, но были и некоторые пробелы в чайной школе. Например, в регулярной практике мы использовали всего два хвата Гайвани с некоторыми модификациями.

И этих наработок было недостаточно для того, чтобы выразить красоту жеста в чайной церемонии.

как заварить чай в Гайвани

Итак, в ходе самостоятельной практики, я совершенствовал ГунФу в работе с Гайванью, изобретал новые приемы и заимствовал некоторые у других чайных мастеров.

И наконец, настал тот день, когда каждый из них получил своё название!

Всего оказалось без малого 49 способов, как заварить чай в Гайвани. А именно 7 способов держать Гайвань в руке и 7 специальных положений для крышечки…

заваривание в гайвани

Но перед тем, как «тайные» способы будут представлены Вашему вниманию, я бы хотел обратиться к истории этого предмета…

Родиной гайвани считается город Чэнду в провинции Сычуань. В письменных источниках указано, что изобретение подставки под чашку принадлежит дочери госпожи Цуй Нин (723-783гг.), которая была последовательницей конфуцианского учения и выполняла  административные задачи с 780 по 783 год во время правления императора Де Цзуна.

история гайвани

Во время праздников дочь, которая помогала госпоже Цуй Нин обжигала пальцы во время подношения чая для гостей. Тогда она использовала деревянную подставку с восковым кольцом, которое удерживало пиалу от падения. Затем воск на подставке был заменен на лак. Такой вид подставки стал прототипом керамического «блюдца», которое мы можем наблюдать в современной гайвани.

Во времена династий Тан (618 — 907) и Сун (960 — 1127) заваривание чайного листа происходит в чашке без крышки, в цельном или порошковом виде. То есть, кипяток готовится отдельно и заливается в чашку с чайным листом.

В продвинутом, аристократическом варианте у чашки есть блюдце, которое будто возносит его над землей.

как заварить чай в Гайвани

как заварить чай в Гайвани

как заварить чай в Гайвани

Другая традиция этого времени заключается в том, что в чашку заливается готовый чай, сваренный методом Лу Юя в чайнике из белой Гуандунской глины на древесине грушевого дерева.

Дальше, во времена правления династии Юань (1271-1368) происходит плавный  упадок чайной культуры под влиянием кочевых монгольских традиций. В это время особенно ценится плиточный чай из огрубевших побегов, который удобен для перевозки и поддерживает милитаристические интересы монгольских завоевателей, в том числе хана Хубилая. Но это влияние быстро сходит на «нет», китайская культура заботливо принимает в своё лоно степных кочевников, а хан Хубилай соглашается, что чай сваренный без ячьего жира всё-таки вкуснее…

как заварить чай в Гайвани

Во времена правления династии Мин (1368 — 1644) чайная культура достигает бурного развития, ареол выращивания чая расширяется по основным регионам, император Чжу Юань Чжан в 1391 году издает указ «о рассыпном чае», появляется технология прожарки чая и множество новых сортов, включая красные, желтые и бирюзовые…

Всё это сопровождается появлением маленьких чайничков для заваривания и первых «триединых» гайваней с подставкой, пиалой и крышкой, которые заменяют старые формы и обеспечивают удобный пролив, который и называется сегодня заваривание чая способом Пин Ча.

Великая триада и гайвань. Когда чашка с крышкой приобрела свой завершенный вид из трех частей, то в ней воплотилась идеальная форма и если хотите миниатюрная модель мироздания, которая выражает собой триединство: Небо, Человек и Земля.

Подставка выполняет роль Земли и дает опору; чаша символически становится Человеком и дает пространство для превращений, а крышка олицетворяет собой Небо, где скапливается самая тонкая субстанция в виде аромата. Таким образом формируется завершенный образ предмета, который обладает не только высокой функциональностью, но и особенным смысловым значением.

триединство гайвань

В игре под названием чай вы можете наполнить заваривание чай в гайвани своими особенными смыслами, например «Хозяин снимает шляпу перед гостями» (когда крышка особенным жестом снимается с чашки) или «Жернова мельницы приходят в движение» (когда крышка круговыми движениями двигается по ободу пиалы и издает характерный звук) и на основе этого проводить авторскую чайную церемонию.

Вдохновившись стихотворением Чжоу Бугао, я написал подражание его рифме с одной лишь разницей. В его стихах воспевается чайник, а в моих Гайвань.

И вот эти строки:

« Гайвань щедра, как нежная мать,

Она покорна и свободолюбива, как истинная жена,

Она изящна в своих движениях, как дикая лань,

Она покладиста, как служанка императора,

Она полна мудрости, как шкатулка с сокровищами,

Она необъятна и неизмерима, как океан,

Она непостижима, как замысел неба,

Она пуста, как даосский мудрец,

Она сияет, подобно лунному диску,

Она звучит, как стройный Гу Цинь».

как заварить чай в Гайвани

***

Подводя итоги можно сказать, что «мы» проливаем чай уже примерно 500 лет, Гайвань в этом процессе играет ведущую роль наравне с чайником. Это быстрый и удобный предмет, который необходим на Пути чая.

В тоже время существует дефицит практических наработок в гильдии чайных мастеров. Повсеместно используются всего два или три хвата Гайвани, которые ограничивают художественный потенциал чайной церемонии.

Для того, чтобы расширить практическую базу приемов в чайной церемонии – рассмотрим следующие варианты заваривания чая в Гайвани.

Хват №1. «Удар молнии».

Этот хват Гайвани достаточно широко распространен в чайной церемонии. С него начинается обучение в чайной школе и он подходит для всех размеров Гайвани за исключением очень больших.

как заварить чай в Гайвани

Техника исполнения одной рукой заключается в том, что большой и средний палец руки обхватывают Гайвань под самую кромку, а указательный ложится на «бусину». При этом безымянный палец и мизинец свободно раскрываются сбоку, создавая эффект молнии. В этом хвате не участвует основа.

Хват№2. «Большой колокол».

Этот хват Гайвани, также широко распространен в чайной церемонии. Он подходит для Гайвани большого размера.

как заварить чай в Гайвани

Техника исполнения двумя руками заключается в том, что большие пальцы фиксируют положение крышки, а средний палец, вместе с безымянным подхватывают основу. В этом хвате Гайвань зависает и опрокидывается, как будто большой колокол, который проливается своим чудесным звуком.

Указательный палец и мизинец находятся в свободном положении и слегка раскрыты.

Хват №3. «Я есть».

Этот хват Гайвани следующий по популярности, он выполняется одной рукой и подходит для всех размеров.

как заварить чай в Гайвани

Техника исполнения заключается в том, что крышка прижимается большим пальцем, а указательный и безымянный подхватывают основу, при этом указательный и безыменный палец слегка вытягиваются в стороны. Во время движения этот жест в языке глухонемых обозначает «Я есть то-то…»

Хват №4. «Храм восходящего солнца».

Этот хват Гайвани является отражением «Большого колокола», но гораздо сложнее в исполнении.

как заварить чай в Гайвани

В этом случае указательные пальцы двух рук фиксируют крышечку, а большие подхватывают основание, при этом остальные пальцы широко раскрыты, что напоминает сияние восходящего солнца.

Хват №5. «Коготь орла».

Этот хват Гайвани выполняется одной рукой и подходит для Гайвани маленького или среднего размера.

как заварить чай в Гайвани

Техника исполнения заключается в том, что большой палец прижимает крышку, а безымянный и указательный подхватывают ободок, при этом средний палец и мизинец остаются свободно открытими.

Хват №6. «Тайный водопад».

Это исключительно сложный в исполнении хват, который требует от чайного мастера максимальной выдержки и концентрации.

как заварить чай в Гайвани

Техника исполнения заключается в том, что крышечка прижимается основанием указательного пальца, а средний и большой пальцы хватают под ободок, при этом пролив осуществляется в сторону ладони!

Хват №7. «Бабушкин хват»

Этот хват повторяет движения архитипической бабушки, которая проливает чай через Гайвань. Она берет правой рукой основание, а левой придерживает крышечку и переворачивает Гайвань – это очень просто!

как заварить чай в Гайвани

На этом способы заваривания в Гайвани не заканчиваются. На самом деле их может быть гораздо больше. Но как показывает 7-ми летняя практика ежедневного заваривания чая, «Удар молнии», «Большой колокол», «Я есть», «Храм восходящего солнца», «Коготь орла», «Тайный водопад» и «Бабушкин хват» являются практически эффективными и эстетически правильными.

В дополнение к семи способам заваривания чая через Гайвань, в «Гильдии чайных мастеров» практикуются семь способов постановки крышечки.

Способ №1. «Месяц купается в водах реки».

как заварить чай в Гайвани

Крышечка остается на своем месте, но слегка отодвигается в сторону. Таким образом, поток горячей воды попадает внутрь, через небольшой зазор. Это обеспечивает большую сохранность тепла, что способствует правильному приготовлению сильноферментированных сортов чая.

Способ №2. «Рисовая шляпа в руках незнакомки».

как заварить чай в Гайвани

Крышечка касается «земли» одной частью, а другая часть касается ободка. Выглядит, так, будто незнакомка ищет владельца потерянной рисовой шляпы.

Способ №3. «Колесо у обочины»

как заварить чай в Гайвани

Крышечка касается «земли» одной частью, а другая часть касается основания. Такое расположение напоминает колесо, которое долго катилось и наконец-то оперлось на обочину.

Способ №4. «Отец и сын».

как заварить чай в Гайвани

Крышечка переворачивается вверх дном и устанавливается на свою бусину. Такой способ требует дополнительного места на чайной доске.

Способ №5. «Небесный веер».

как заварить чай в Гайвани

Крышечка вверх дном аккуратно вставляется между основанием и центром, повисая в воздухе. Работает не на всех моделях.

Способ №6. «Императорское ложе».

Крышечка вниз дном укладывается на церемониальный полотенчик.

Способ №7. «Крыша чайного домика».

как заварить чай в Гайвани

«Крыша» остается в руке и зависает над открытой Гайванью, потоки воды ударяются о неё и перетекают на чайный лист. Такой способ позволяет дополнительно остудить воду для заваривания слабоферментированных сортов.

Итак, мы рассмотрели 7 способов постановки крышечки, которые дополняют собой 7 хватов и дают 49 вариантов заваривания чая в гайвани.

В игре под названием чай я предлагаю вам попробовать все варианты — это интересно! Например, получаются следующие  сочетания между хватом гайвани и способом постановки крышечки:

1. Удар молнии + колесо у обочины.

2. Большой колокол + небесный веер.

3. Бабушкин метод + шляпа в руках незнакомки.

4. Я есть + полумесяц.

5. Коготь орла + отец и сын.

6. Тайный водопад + императорское ложе.

7. Храм восходящего солнца + крыша чайной хижины.

Предложенные варианты названий имеют свой символический смысл, но при этом они не хрестоматийны. Возможно вы найдете новые хваты или назовете по-своему те, которые уже существуют. В самостоятельной практике вы сможете комбинировать эти приемы и наслаждаться их большим разнообразием.

завариваю в гайвани

В игре под названием чай вам предстоит найти баланс между эстетикой и функциональностью. Каждый хват уникален своим внешним видом и характером исполнения. С одной стороны — это изящные формы, которые радуют глаз, а с другой — упражнения мелкой моторики, которые по-разному соотносятся с размерами кистей, длиной пальцев и конфигурацией тела в целом.

Во время чайной церемонии мы можем реализовать два совершенно разных подхода в приготовлении чая.

Статический подход — это постоянное заваривание чая в одинаковом стиле, которое приводит к наработке автоматизма и лишает чайное действо жизни и внутреннего развития.

Когда каждый последующий раз в заваривании чая через гайвань применяется новый хват или постановка крышечки — это динамический подход.

Преимущество динамического подхода перед статическим выражается в двух аспектах.

Во-первых, визуальное разнообразие придает чайной церемонии особенное очарование. Когда мы постоянно меняем способ приготовления чайное действо становится похоже на танцующее пламя свечи или речной поток, который меняется и наблюдение за ним приводит к умиротворению.

Во-вторых, постоянная смена форм отменяет автоматизм в приготовлении чая, направляет энергию по новым энергетическим меридианам и через мелкую моторику развивает функции мышления.

49 вариантов работы с гайванью дают возможность постоянного обновления в рисунке чайной церемонии, пробуждают интерес к действию как у мастера, так и у гостей.

Путь развития лежит через разнообразие.

Читайте также в нашем журнале: •

 •Как определить качество чая? Профессиональная дегустация чая.

 

 •Билеты для экзаменов в чайной школе… Подготовься к контрольной заварке!

 

 •Чайная школа с первого шага или новые возможности саморазвития…

Опубликовать в Одноклассники

Есть 3 коммент.

Это то, что я долго искал!

Вадик, доброго тебе здоровья. Кажется, в хвате «Большой колокол» ты спутал название пальцев. Ты говоришь, что основание Гайвани подхватывается указательным и безымянным пальцами, а на фотографии подхватываешь указательным и средним.

Артем, ты точно подметил! Я исправил недочет.

Написать комментарий