Чайная церемония в трех главных религиях Китая.

9

Опубликовано: 15-03-2013 | Автор: Вадик Шелкопряд

Рубрики: Школа чайного мастерства | Метки: , ,

Чайная церемония в современном виде возникла не так давно. Только во времена династии Цин (1644-1911 г.) появился листовой чай, а также предметы для его приготовления: заварочный чайник и гайвань. В это же время оформились способы заваривания Пин Ча и Гун Фу Ча.

Чайная церемония

До этих пор чай проявлялся во вкусе, как статическая форма. Одно заваривание — один вкус. И только в начале 17-го века он перешел в динамику и стал по-настоящему развернут в  способах заваривания Пин Ча и Гун Фу Ча, как музыкальное произведение или театральная постановка. И его вкус пришел в движение…

Чайная церемония – это явление высококонтекстуальной культуры, где каждый жест, слово и предмет имеют множество смыслов. И сегодня, мы познакомимся с тремя религиями Китая и узнаем, как именно они оказали влияние на чайную церемонию.

Для того, чтобы лучше понять философию чайной церемонии, мы обратимся к истокам китайской цивилизации, у которых стоят три первоимператора: Фу Си, Хуан Ди и Шень Нун.

Чайная церемония

Император Фу Си (2852 по 2737 год до н. э) научил людей письменности, открыл триграммы и заложил основы космогенеза, изобрел рыболовную сеть и приготовление пищи на огне.

Император Шень Нун (2737 д.н.э. — …) научил людей земледелию, рыночной торговле и сформировал основу для фармакологии. Он исследовал свойства многих трав, их воздействия на организм с целью увеличения продолжительности жизни и устранения болезней в теле. В том числе, Шень Нун открыл целебные свойства чая.

Император Хуан Ди (2600 д.н.э.-…) заложил основы для медицины в трактате «Хуан Ди Нэй Цзин» и создал предпосылки для развития Даосизма через идею о достижении бессмертия и её реализацию на собственном примере.

В истории Китая, чай соприкасается с даосизмом раньше других религиозных течений, и сначала мы рассмотрим чайную церемонию с точки зрения натурфилософии или понятия «Пути».

Чайная церемония в контексте Даосизма – это трансформация пяти элементов. Вода – это вода, дерево – это чай, огонь – это огонь, земля – это предметы, а металл – это человек, который создает структуру в действиях.

Чайная церемония

Чайный мастер в роли алхимика стремится к гармоничному слиянию элементов и равновесию между ними. На бытовом уровне это выражается в выборе воды для заваривания чая, выборе посуды для приготовления чая, работе с предметной средой и управлении потоком времени между завариваниями, а также общим настроением чайной церемонии.

Чайная церемония

Он смешивает и переливает, задумывается и становится пустым сосудом, берет щепотку чая и смешивает с другими травами, стремится к равновесию и видит Дао во всех мелочах.

Есть хорошее стихотворение Чжоу Би-Да (1126-1204), которое иллюстрирует суть даосской чайной церемонии:

 

В треножнике каменном, ночью кипит вода,

готовлю целебный отвар,

знакомую травку смешаю с древесным грибом,

озноб вызываю и жар,

небесные силы зачем вы создали меня,

зачем я родился на свет,

чтоб действие снадобий всех на себе испытать,

иного удела мне нет.

 «Чай, как эликсир здоровья и долголетия» – это главный постулат в даосской чайной традиции. Алхимик использует силу чайного растения в лекарственных целях, поддерживает силу и молодость своего организма, а также стремится к достижению бессмертия.

Также, в даосской чайной церемонии проявляется мотив единения с изначальной природой. То есть, человек, который пьет чай приходит в умиротворение, покой, безмятежность, недеяние…

Чайная церемония

На многих свитках можно встретить одинокого путешественника на фоне природы и это наглядная иллюстрация к тому состоянию, которое может ощущать человек в ходе чайной церемонии.

Чайная церемония в контексте Буддизма – это действие, направленное на развитие способностей концентрации ума, а также достижения успехов в личной практике и медитациях.

Чайный мастер в роли проводника передает любовь и сострадание ко всем чувствующим существам и участникам чайной церемонии. Он делится чаем, как напитком Бодхисаттв и помогает перейти на более высокий уровень духовного развития. Чай также помогает избавиться от алкогольной и наркотической зависимости.

Чайная церемония

Достигая собственной реализации и наслаждаясь чайными состояниями, буддист делится с другими людьми радостью сердца — это свойства Бодхичитты, которые проявляются через чайную церемонию.

В контексте Буддизма эстетика чайной церемонии значит меньше, чем смысловое наполнение. Мысли и чувства участников важнее, чем красота предметов.

Это состояние хорошо иллюстрируют стихи китайского поэта Се И:

Я следую тому,
что мне велит душа…

Уносит стаи рыб
стремительной волной.

Едины сто веков
и этот краткий миг,

И радостен мудрец,
омытый чистотой.

В провинции Чжецзян, где бьют чистые ключи и рождаются ароматные чаи, в монастыре Цзинь Шан Сы в эпоху династии Сун (960-1279г.) часто собирались монахи и пробовали разные сорта чая, вступали в дискуссии, изучали каноны, сутры и медитировали. Также и в других горных монастырях проходили чайные медитации, и это было неотъемлемой частью духовной жизни.

Чайная церемония

Именно в идее Буддизма нашла свое полное развитие японская чайная церемония.

Чайная церемония в контексте Конфуцианства – это светская дисциплина, которая определяет характер взаимодействия между людьми. Это обряд, который помогает устанавливать новые связи и служит проводником в социальных отношениях.

Чайная церемония

В контексте конфуцианской этики чай двигается «снизу-вверх», то есть подчиненные готовят для начальника, а дети для родителей и в этом раскрывается ценность уважения к старшим и человеколюбие.

Чайная церемония

И для иллюстрации этих слов хорошо подходит стихотворение китайского поэта Гао Ци (1336-1374):

Из леса вечернего голос донесся –

кто-то читает вслух.

Теперь я знаю, в облачной выси

скрылся отшельничий скит.

С цинем певучим вхожу в ущелье –

голос слабее звучит…

Отшельника мне отыскать бы хотелось –

песней его почтить.

Вообще, чайная церемония в Конфуцианстве более пышная и красочная, чем у буддистов и даосов. В ней нужно проявлять гостеприимство и щедрость для того, что бы гости оценили качество подачи чая. Цветные фонарики, сладкие закуски и красивые девушки в платьях – неизменные атрибуты этой традиции.

Заказать чайную церемонию

Например, на китайской свадьбе может состояться целых две чайные церемонии. Одну из них готовят дети в благодарность родителям, а другая направлена на знакомство семей и дальних родственников между собой.

Итак, три духовных традиции: Буддизм, Даосизм и Конфуцианство наполняют смыслами чайную церемонию и определяют её место на перекрестке культур и верований. Не стоит искать явного выражения этих идей в современной чайной культуре, но знать её историю всё-таки нужно. Для тех, кто любит чай…

P.s.

Опытный чайный мастер может одним жестом раскрыть свой стиль движения и принадлежность к одному из трех направлений:

Выездная чайная церемония

Заваривая чай способом Пин Ча даос будет заливать чайник из исинской глины не до конца, оставляя место для невыразимого.

Конфуцианец нальет чайник аккуратно и точно, выполняя ритуал и стремясь к совершенству.

Буддист нальет через край, стремясь помочь всем живым существам и даже голодным духам, которые выпив ароматного чая, получат возможность переродиться в высших мирах…

Вернуться на главную страницу журнала

Чайный мастер и чайная церемония“.

или

Заказать чайную церемонию для себя и своих друзей.

Опубликовать в Одноклассники

Есть 9 коммент.

Беллиссимо!

Молодцы .

Всё круто особенно мне понравилось последнее. Выходит Я — «буддист».

А где можно узнать о способах заваривания? Кроме Пин Ча?)

В чайной школе по адресу http://teamaster.info/chajnaya-shkola-ot-vadika-shelkopryada/ )

одна из чайных церемоний в буддистском храме проходила?

Да, это Евгения Ярченко готовит чай для своего ламы.

Спасибо большое за статью! Давно искала истоки чайной церемонии именно в этом контексте, духовном :)

Красиво, уж не знаю насколько достоверно, но красиво. Спасибо!

Написать комментарий